Савченко Раиса Михайловна,
педагог-психолог
Основная цель работы педагога-психолога в детском доме — это психологическое сопровождение воспитанников детского дома, обеспечение психологического благополучия всех участников воспитательного процесса, успешная социализация воспитанников.
Основные задачи:
Формировать у воспитанников опыт позитивного общения и взаимодействия друг с другом;
коррекция нарушений поведения, обучение конструктивным стратегиям поведения.
· Развитие и формирование у воспитанников ценностной ориентации, морально-психологических качеств. Реализация в работе с воспитанниками возможностей, резервов развития каждого возраста.
коррекция нарушений поведения, обучение конструктивным стратегиям поведения.
· Развитие и формирование у воспитанников ценностной ориентации, морально-психологических качеств. Реализация в работе с воспитанниками возможностей, резервов развития каждого возраста.
· Выявление и развитие индивидуальных особенностей детей: интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов.
· Поддержание благоприятного психологического климата в коллективе детского дома.
· Формирование здорового образа жизни.
· Оказание своевременной психологической помощи и поддержки.
Формы работы педагога-психолога в детском доме (диагностика, коррекция, профилактика) — стандартный набор, используемый и в обычной общеобразовательной школе. А вот при выборе методов — приходится действовать гораздо более тщательно и осторожно в силу психологических особенностей воспитанников детского дома. Особенно это касается коррекционной и развивающей работы.
Для работы с детьми детского дома трудно найти подходящие методы. Те практические материалы, которые успешно используются психологами в школе с домашними детьми, не всегда подходят для детей с сильной педагогической запущенностью. Они просто не понимают смысла некоторых игр и упражнений, низкий уровень интеллектуального развития не позволяет им справляться с большинством заданий.
Кажется, что интеллектуальные задания необходимы таким детям больше всего и приоритет в работе следует отдать развитию мышления, речи, памяти, внимания. Но из опыта могу заключить, что пока не выявлены и не разрешены некоторые личностные проблемы ребенка, не будет сдвига и в его успеваемости. Страхи, обиды, подавленные переживания тормозят развитие детской психики. Поэтому первая задача педагога-психолога — выявление травмирующего фактора и работа с ним.
Опыт показывает, что наиболее эффективными методами работы с детьми группы риска являются арт-терапия, сказко-терапия и песочная терапия. Из-за того, что у воспитанников низкий уровень развития вербального интеллекта, бедный словарь, слабо развитая рефлексия, иногда им сложно сформулировать свои мысли, они не могут описать ситуацию и затрудняются рассказать о себе. Рисунки, коллажи, пластилин позволяют создать точный образ, не прибегая к словам. В образе ребенок может реконструировать травмирующую ситуацию, свое отношение к ней и способы выхода.
Рисуночная терапия, лепка, аппликация позволяют также создать позитивный образ «Я», способствуют самопринятию.
Кажется, что интеллектуальные задания необходимы таким детям больше всего и приоритет в работе следует отдать развитию мышления, речи, памяти, внимания. Но из опыта могу заключить, что пока не выявлены и не разрешены некоторые личностные проблемы ребенка, не будет сдвига и в его успеваемости. Страхи, обиды, подавленные переживания тормозят развитие детской психики. Поэтому первая задача педагога-психолога — выявление травмирующего фактора и работа с ним.
Опыт показывает, что наиболее эффективными методами работы с детьми группы риска являются арт-терапия, сказко-терапия и песочная терапия. Из-за того, что у воспитанников низкий уровень развития вербального интеллекта, бедный словарь, слабо развитая рефлексия, иногда им сложно сформулировать свои мысли, они не могут описать ситуацию и затрудняются рассказать о себе. Рисунки, коллажи, пластилин позволяют создать точный образ, не прибегая к словам. В образе ребенок может реконструировать травмирующую ситуацию, свое отношение к ней и способы выхода.
Рисуночная терапия, лепка, аппликация позволяют также создать позитивный образ «Я», способствуют самопринятию.
Воспитанники детского дома отличаются несформированностью коммуникативных навыков, снижением эмоционального тонуса, повышенной импульсивностью. Для работы с такими детьми хорошо подходит игротерапия. Важно, что во время игры ребенок находится в безопасных условиях для выражения своих эмоций, для отработки поведения, для принятия себя и позиции другого человека.
Уникальным средством развития детей считаю сказку. Разыгрывать, а тем более сочинять сказки, у воспитанников детского дома получается не сразу. Приходится мириться с тем, что дети продолжительное время вообще боятся проявить себя. Это особенно характерно для тревожных детей, с негативным образом «Я». Ребята даже не пытаются сочинять сказки, изначально считая, что у них получится плохо или ничего не получится вообще. Если они все же пытаются что-то написать, то могут тут же порвать написанное, не хотят показывать и читать вслух.
Поэтому сначала для сочинения сказок я использую заготовки (шаблоны): в них готова канва сюжета, пропущены только ключевые слова и предложения. Привыкнув сочинять сказки таким образом, ребята постепенно переходят к индивидуальному творчеству.
Большим успехом у подростков пользуется сочинение сказок по десяти словам, которые надо связать единым сказочным сюжетом. Ребята всегда с интересом обсуждают, насколько разными получились сочинения у одних и как похожи сказки у других. Для младших школьников индивидуальное сочинение сказки остается сложным, и поэтому мы стараемся сочинять сказку по очереди. Это требует от детей концентрации внимания, умения слушать других, развивает память.
Уникальным средством развития детей считаю сказку. Разыгрывать, а тем более сочинять сказки, у воспитанников детского дома получается не сразу. Приходится мириться с тем, что дети продолжительное время вообще боятся проявить себя. Это особенно характерно для тревожных детей, с негативным образом «Я». Ребята даже не пытаются сочинять сказки, изначально считая, что у них получится плохо или ничего не получится вообще. Если они все же пытаются что-то написать, то могут тут же порвать написанное, не хотят показывать и читать вслух.
Поэтому сначала для сочинения сказок я использую заготовки (шаблоны): в них готова канва сюжета, пропущены только ключевые слова и предложения. Привыкнув сочинять сказки таким образом, ребята постепенно переходят к индивидуальному творчеству.
Большим успехом у подростков пользуется сочинение сказок по десяти словам, которые надо связать единым сказочным сюжетом. Ребята всегда с интересом обсуждают, насколько разными получились сочинения у одних и как похожи сказки у других. Для младших школьников индивидуальное сочинение сказки остается сложным, и поэтому мы стараемся сочинять сказку по очереди. Это требует от детей концентрации внимания, умения слушать других, развивает память.
Сочинение и разыгрывание сказок — замечательный метод, но он подходит не для всех. Иногда приходится сталкиваться с резким неприятием сказок, особенно это касается подростков. Для большинства из них в жизни уже не осталось места сказкам.
Эти дети имеют свою мораль, свои ценностные установки, не совпадающие с теми ценностями, которые провозглашает сказка. Трудолюбие, терпение при достижении цели, щедрость, доброта к окружающим кажутся им смешными и ненужными качествами. Их супергерои обладают несокрушимой силой и вселяют страх в своих врагов. Вопрос о душевных качествах людей даже не встает.
Эти дети имеют свою мораль, свои ценностные установки, не совпадающие с теми ценностями, которые провозглашает сказка. Трудолюбие, терпение при достижении цели, щедрость, доброта к окружающим кажутся им смешными и ненужными качествами. Их супергерои обладают несокрушимой силой и вселяют страх в своих врагов. Вопрос о душевных качествах людей даже не встает.
Незаменимым методом в моей работе стала песочная терапия. Песочница занимает мало места и не является дорогостоящим психологическим инструментом. Тем не менее, это любимое место детей в моем кабинете. Обычно работа поглощает детей целиком, они самозабвенно строят в ней, по сути, свой внутренний мир.
Данный метод позволяет:
— проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне;
— отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения;
— изменения отношения к себе, своему прошлому, настоящему и будущему, в целом к своей судьбе;
— способствует регрессу воспитанника к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения;
— служит дополнением к другим методам психологической работы.
Психологу позволяет решать следующие задачи:
— диагностические;
— коррекционные;
— терапевтические;
— творческого развития.
Рекомендуется, если воспитанник:
— не способен объяснить словами то, что он думает или чувствует;
— ограничен в проявлении своих чувств;
— имеет психологическую травму;
— имеет проблемы в принятии решения.
* Игры с песком помогают развивать мелкую моторику рук.
* У детей развивается тактильная чувствительность.
* Занятия способствуют развитию творческого воображения.
* Манипуляции с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребёнка, помогает раскрепоститься и приучает к концентрации внимания.
* В компании со сверстниками способствует развитию элементарных навыков общения.
* Для освобождения от внутреннего напряжения можно изображать на песке пугающих образов или нарисовать предполагаемый выход из сложной ситуации.
* Для снятия синдрома детской гиперактивности.
Песочница — хорошее диагностическое средство, но в первую очередь она эффективно помогает в коррекционной работе с самыми разными личностными проблемами.
Сама песочница — это деревянный ящик, внутренняя поверхность которого покрыта голубой краской. Для работы необходим чистый песок, камушки, ракушки и коллекция миниатюрных игрушек. Больше ничего не требуется. Песочница хороша как для индивидуальной, так и для групповой работы практически для всех возрастов.
Дети с восторгом погружают руки в песок и наслаждаются тактильными ощущениями. Мы закапываем и откапываем руки, прячем и находим клады, чертим на поверхности песка знаки — каракули.
Подобные занятия прекрасно развивают тактильную чувствительность и способны удерживать внимание ребенка продолжительное время. Постепенно я усложняю задания, ввожу в сюжет игры разные игрушечные персонажи.
Можно проводить в песочнице занятия малыми группами: как правило, мы строим в песке общую сказочную страну. У каждого из жителей страны свой домик, мы ходим друг к другу в гости, обмениваемся впечатлениями, делаем сообща какое-нибудь дело.
Эта работа позволяет педагогу-психологу накапливать ценную диагностическую информацию: как ведет себя ребенок во время игры, какое пространство песочного мира он позволяет себе занять. Кроме того, одновременно мы совершенствуем коммуникативные навыки детей, развиваем их речь, воображение…
Тем для строительства в песочнице можно придумать много. Для ребят постарше темы песочных картин могут быть сложнее. Поле для фантазии безгранично.
Я пришла к выводу, что темы работы лучше задавать позитивные, настраивающие ребенка на созидание, а не на разрушение. Если в данный момент ребенок напряжен, ему плохо, в его состоянии преобладает негативный эмоциональный фон, то это и выразится в его работе. Песочница, при всех ее огромных достоинствах, пожалуй, имеет один недостаток. Она не подходит для «отреагирования» агрессии, негативных переживаний. Педагог-психолог должен помнить это и предупреждать такие случаи.
Так, например, в групповой работе дети могут начать разряжать свою агрессию запрещенными способами: кидаться друг в друга песком, попадая в глаза и волосы, выкидывать песок за борта песочницы. Это опасные моменты, и в работе с импульсивными, несдержанными детьми надо уметь их предугадать, постараться разрядить обстановку, не доводя до кризиса, или остановить игру.
На индивидуальных занятиях мы иногда строим серии песочных картин. Как правило, показанием к такой работе является неадекватная самооценка, негативное самоотношение, неуверенность в своих силах и повышенная тревожность.
В зависимости от качеств ребенка можно выбрать директивный метод (в этом случае тему каждой новой картины предлагаю я) или недирективный (темы предлагает ребенок). Курс серийного построения песочных картин включает 10–12 занятий.
Я пришла к выводу, что темы работы лучше задавать позитивные, настраивающие ребенка на созидание, а не на разрушение. Если в данный момент ребенок напряжен, ему плохо, в его состоянии преобладает негативный эмоциональный фон, то это и выразится в его работе. Песочница, при всех ее огромных достоинствах, пожалуй, имеет один недостаток. Она не подходит для «отреагирования» агрессии, негативных переживаний. Педагог-психолог должен помнить это и предупреждать такие случаи.
Так, например, в групповой работе дети могут начать разряжать свою агрессию запрещенными способами: кидаться друг в друга песком, попадая в глаза и волосы, выкидывать песок за борта песочницы. Это опасные моменты, и в работе с импульсивными, несдержанными детьми надо уметь их предугадать, постараться разрядить обстановку, не доводя до кризиса, или остановить игру.
На индивидуальных занятиях мы иногда строим серии песочных картин. Как правило, показанием к такой работе является неадекватная самооценка, негативное самоотношение, неуверенность в своих силах и повышенная тревожность.
В зависимости от качеств ребенка можно выбрать директивный метод (в этом случае тему каждой новой картины предлагаю я) или недирективный (темы предлагает ребенок). Курс серийного построения песочных картин включает 10–12 занятий.
Первые песочные картины — это всегда разрушение, противоборство хорошей и плохой сторон. В итоге игры, чаще всего, все закопаны, умирают, и только постепенно, в конце сессии, ребенок приходит к позитивному финалу.
Замечательные свойства песка позволяют частично восстановить разрушенный мир, и в конце занятия я подвожу ребенка к этой мысли. Детям важно осознать тот факт, что и на развалинах, на пепелище может возникнуть новая жизнь.
У воспитанников детского дома бедная фантазия, слабо развитое воображение. Песочные картины наглядно демонстрируют, насколько узки границы их мировоззрения, какими одинокими и отчужденными чувствуют иногда себя эти дети.
Замечательные свойства песка позволяют частично восстановить разрушенный мир, и в конце занятия я подвожу ребенка к этой мысли. Детям важно осознать тот факт, что и на развалинах, на пепелище может возникнуть новая жизнь.
У воспитанников детского дома бедная фантазия, слабо развитое воображение. Песочные картины наглядно демонстрируют, насколько узки границы их мировоззрения, какими одинокими и отчужденными чувствуют иногда себя эти дети.
Старшие дети предпочитают работать индивидуально. Их занимает не игра, а сам процесс создания мира. Но я считаю, что групповая работа также важна и необходима. Песочница позволяет проигрывать модели семейных отношений. Это очень больной вопрос для воспитанников. Часто они не представляют себе семейной жизни, ролей и обязанностей папы, мамы и ребенка.
С использованием песочницы предоставляется возможность моделировать любой конфликт или сложную ситуацию, удобно строить любые декорации и быстро их изменять при необходимости. Эти обстоятельства делают песочницу замечательным средством для «миниатюрной психодрамы».
Песочница стала для меня удобным средством в работе детского дома. Заглядывая в кабинет, дети и взрослые с интересом рассматривают песочницу с игрушками, заходят «просто поиграть». Такая игра не предполагает никакого «особого» разговора с психологом. Но это занятие прекрасно помогает расслабиться, снять напряжение, негативные эмоции.
Обычно у взрослых чистый, промытый песок вызывает ассоциации с морем, летом, отдыхом. Возникают приятные воспоминания, человек становится менее зажатым. И у психолога появляется отличная возможность увидеть и педагога с другой стороны.
С использованием песочницы предоставляется возможность моделировать любой конфликт или сложную ситуацию, удобно строить любые декорации и быстро их изменять при необходимости. Эти обстоятельства делают песочницу замечательным средством для «миниатюрной психодрамы».
Песочница стала для меня удобным средством в работе детского дома. Заглядывая в кабинет, дети и взрослые с интересом рассматривают песочницу с игрушками, заходят «просто поиграть». Такая игра не предполагает никакого «особого» разговора с психологом. Но это занятие прекрасно помогает расслабиться, снять напряжение, негативные эмоции.
Обычно у взрослых чистый, промытый песок вызывает ассоциации с морем, летом, отдыхом. Возникают приятные воспоминания, человек становится менее зажатым. И у психолога появляется отличная возможность увидеть и педагога с другой стороны.
Общепризнано, что арт-терапия, все ее направления, являются чудесным методом в работе со сложными детьми. Показания к применению арт-терапевтических техник (трудности эмоционального развития, актуальный стресс, снижение эмоционального тонуса, лабильность, эмоциональная депривация, искаженная самооценка и многое другое) показывают их актуальность для работы с воспитанниками. Во время такой работы ребенку предоставляется ценная возможность обратиться к самому себе, выразить свои мысли и чувства не словами, что для многих сложно, а образами. В процессе арт-терапии возникает желание разобраться в себе, поделиться своими открытиями с окружающими.
Основным и, пожалуй, единственным недостатком таких техник является их дороговизна. Арт-терапевтическая работа, как никакая другая, требует большого количества изобразительных материалов: бумаги, пластилина, картона, тканей и др. Кроме того, кабинет педагога-психолога должен быть просторным, достаточно освещенным, должен иметь доступ к воде и объемные хранилища для результатов творчества. Но поскольку всего этого нет, психолог детского дома вынужден использовать только доступные арт-терапевтические техники.
В основном это рисуночная терапия. В группе или индивидуально, красками, карандашами, мелками, ребенку предлагается выразить свои чувства и фантазии на бумаге. Рисование нравится многим детям, и они с удовольствием включаются в процесс.
Но часть воспитанников не умеет и не любит рисовать. В таком случае очень эффективна работа методом коллажа. Все иллюстрированные журналы, попадающиеся мне в руки, я приношу на работу, чтобы создавать с ребятами коллажи. Коллаж пользуется неизменным успехом у детей.
Основным и, пожалуй, единственным недостатком таких техник является их дороговизна. Арт-терапевтическая работа, как никакая другая, требует большого количества изобразительных материалов: бумаги, пластилина, картона, тканей и др. Кроме того, кабинет педагога-психолога должен быть просторным, достаточно освещенным, должен иметь доступ к воде и объемные хранилища для результатов творчества. Но поскольку всего этого нет, психолог детского дома вынужден использовать только доступные арт-терапевтические техники.
В основном это рисуночная терапия. В группе или индивидуально, красками, карандашами, мелками, ребенку предлагается выразить свои чувства и фантазии на бумаге. Рисование нравится многим детям, и они с удовольствием включаются в процесс.
Но часть воспитанников не умеет и не любит рисовать. В таком случае очень эффективна работа методом коллажа. Все иллюстрированные журналы, попадающиеся мне в руки, я приношу на работу, чтобы создавать с ребятами коллажи. Коллаж пользуется неизменным успехом у детей.
Большим успехом пользуется также техника «монотипии» — нанесение рисунка красками на стекло и последующее отпечатывание картинки на бумаге. В результате получаются непредсказуемые кляксы, которые мы стараемся «довести до ума». Такой метод рисования как бы снимает ответственность с ребенка — никогда не знаешь, какая картинка у тебя получится, как расползется твоя краска. Поэтому даже самые робкие и неуверенные в своих силах с удовольствием принимают участие в процессе.
Когда каждый сделает несколько отпечатков, мы обмениваемся мыслями и ассоциациями по поводу каждого рисунка. Такие обсуждения хорошо развивают воображение детей, стимулируют их на общение друг с другом. Они внимательно и с интересом слушают, что хотел нарисовать и что у него получилось.
Тему задания и условия рисования (молча или с обсуждением) интересно изменять в зависимости от наших целей. Обычно на первых этапах работы с группой, если вовремя не остановить ребят, они превращают весь лист в черно-коричневое месиво, а в некоторых местах протирают его до дыр. Это нормальный результат, и дети с интересом сравнивают свой первый общий рисунок (грязно-бурого цвета) с последующими, более удачными картинами. Такое сравнение позволяет им самим делать выводы о результативности их группового взаимодействия.
Иногда темами наших рисунков становятся известные проективные методики — «Дом», «Дерево», «Человек» и другие. Я считаю нужным при обсуждении обязательно выдавать детям некоторую психологическую информацию, содержащуюся в их рисунках. Обратная связь от психолога мотивирует детей на самоанализ. Они чаще задумываются о своих качествах, которые проявляются не только в рисунках, но и в повседневной жизни.
Такую работу нужно проводить индивидуально, а можно и в группах, если уровень доверия в группе достаточно высок.
Дети детского дома очень внушаемые, поэтому приходится быть чрезвычайно осторожным в определении их качеств и недостатков. Свои комментарии детям необходимо давать так, чтобы, с одной стороны, повысить самоуважение и веру в себя, а с другой — не сделать их самооценку необоснованно завышенной.
Когда каждый сделает несколько отпечатков, мы обмениваемся мыслями и ассоциациями по поводу каждого рисунка. Такие обсуждения хорошо развивают воображение детей, стимулируют их на общение друг с другом. Они внимательно и с интересом слушают, что хотел нарисовать и что у него получилось.
Тему задания и условия рисования (молча или с обсуждением) интересно изменять в зависимости от наших целей. Обычно на первых этапах работы с группой, если вовремя не остановить ребят, они превращают весь лист в черно-коричневое месиво, а в некоторых местах протирают его до дыр. Это нормальный результат, и дети с интересом сравнивают свой первый общий рисунок (грязно-бурого цвета) с последующими, более удачными картинами. Такое сравнение позволяет им самим делать выводы о результативности их группового взаимодействия.
Иногда темами наших рисунков становятся известные проективные методики — «Дом», «Дерево», «Человек» и другие. Я считаю нужным при обсуждении обязательно выдавать детям некоторую психологическую информацию, содержащуюся в их рисунках. Обратная связь от психолога мотивирует детей на самоанализ. Они чаще задумываются о своих качествах, которые проявляются не только в рисунках, но и в повседневной жизни.
Такую работу нужно проводить индивидуально, а можно и в группах, если уровень доверия в группе достаточно высок.
Дети детского дома очень внушаемые, поэтому приходится быть чрезвычайно осторожным в определении их качеств и недостатков. Свои комментарии детям необходимо давать так, чтобы, с одной стороны, повысить самоуважение и веру в себя, а с другой — не сделать их самооценку необоснованно завышенной.
Доступным средством самовыражения является пластилин.
Его можно применять и в индивидуальной, и в групповой работе. Я часто использую лепку пластилиновых фигурок в контексте сказкотерапии. После сочинения сказки мы лепим ее героев и разыгрываем сказку.
Пластилиновую фигурку можно смять и потом восстановить. Такой прием хорошо подходит в работе с детьми с деструктивными тенденциями, с тенденциями к насилию. С фигуркой можно сделать всё, что угодно — свернуть шею, оторвать руки, разрядив, таким образом, напряжение. Лучше, если ребенок сделает это в кабинете психолога с пластилином, чем где-то в другом месте.
Опыт подсказывает, что любая арт-терапевтическая работа приносит результаты. С некоторыми детьми мы проговариваем то, что они делают и чувствуют, некоторые склонны работать обособленно и не любят обсуждать свое творчество. В таком случае задача психолога — просто быть рядом.
Может быть, результаты такой работы заметны не сразу, но эти результаты значительны. Данные техники позволяют взаимодействовать с воспитанниками мягко, ненавязчиво. В процессе игры, создания сказки, рисования к ребенку возвращается возможность чувствовать и не бояться себя и своих чувств.
В комфортной, безопасной атмосфере мы подталкиваем ребёнка к самопознанию и познанию другого человека. Такие методы работы я могу рекомендовать для работы всем психологам.
Пластилиновую фигурку можно смять и потом восстановить. Такой прием хорошо подходит в работе с детьми с деструктивными тенденциями, с тенденциями к насилию. С фигуркой можно сделать всё, что угодно — свернуть шею, оторвать руки, разрядив, таким образом, напряжение. Лучше, если ребенок сделает это в кабинете психолога с пластилином, чем где-то в другом месте.
Опыт подсказывает, что любая арт-терапевтическая работа приносит результаты. С некоторыми детьми мы проговариваем то, что они делают и чувствуют, некоторые склонны работать обособленно и не любят обсуждать свое творчество. В таком случае задача психолога — просто быть рядом.
Может быть, результаты такой работы заметны не сразу, но эти результаты значительны. Данные техники позволяют взаимодействовать с воспитанниками мягко, ненавязчиво. В процессе игры, создания сказки, рисования к ребенку возвращается возможность чувствовать и не бояться себя и своих чувств.
В комфортной, безопасной атмосфере мы подталкиваем ребёнка к самопознанию и познанию другого человека. Такие методы работы я могу рекомендовать для работы всем психологам.